Исламская каллиграфии — это визуальное воплощение кристаллизованных духовных реальностей, содержащихся в откровениях ислама. Эта каллиграфия является внешним одеянием для Слова Бога в видимом мире, но также остается связанной с миром духовным. Согласно традиционному высказыванию, каллиграфия — это геометрия духа.
Сейид Хоссейн Наср
Сакральное искусство каллиграфии
С самого зарождения ислама слушание и чтение Корана являлось сердцем духовной практики — внимая и повторяя священное слово, мусульмане постигали духовные откровения Пророка Мухаммада. Возвышение сознания достигалось не только за счет размышления и слушания звука божественных слов, но и созерцания визуальной формы, потому каллиграфы стремились выразить Коран самыми прекрасными способами.
Практика написания священного слова позволяла постичь дополнительные уровни духовного смысла, потому что написанное слово помогало передать истину откровений. Кораническая каллиграфия рассматривалась как духовное искусство, которое приносит бараку, благословения, постигающему красоту и мудрость. Бараку приносит не только созерцание коранических слов и сур, но и отдельных арабских букв как составных элементов божественной речи.
Мастерство каллиграфии ранее передавалось по принципу иджазы — только совершенные мастера могли обучать и передавать духовное знание письменности. Подтверждением квалификации являлся специальный диплом, которые указывал на принадлежность определенной артели или каллиграфической школе.
Одним из методов развития в себе внешних и внутренних качеств Пророка Мухаммада является чтение его хильи — описания физических и духовных качеств. ﷺ
Наиболее полная хилья описана книге известного хадисоведа Абу Исы ат-Тирмизи «Аш-шамаиль аль-Мухаммадия ва аль-хасаиль аль-Мустафавия» («Книга о благородных чертах характера Пророка Мухаммада»).
На основе этих описаний османские художники развили художественный жанр хильи, когда тем или иным атрибутам Пророка придаются декоративные формы, усиливающие смыслового описания. Если размышление над хильей воздействует на сознание человека через разум, то созерцание утонченной визуальной формы способно пробудить знание опосредованно, минуя рассуждения и логику.
Аналогично используются каллиграфические изображения Мухаммада и Аллаха — недаром они размещены в направлении киблы во всех мечетях мира. Созерцание этих символов помогает развивать концентрацию на высшем и получать личный глубинный опыт духовных откровений.
Таким же свойством обладает написание каллиграфии: даже если не удается достичь идеального начертания, процесс все равно меняет внутреннее состояние человека практикующего.
Онлайн-курсы по каллиграфии
Восточная геометрия
авторизуйтесь