Считается, что первая письменность зародилась в Китае около 5000 лет назад, когда сознание людей начало деградировать, и устная передача знаний стала невозможной. Чтобы избежать искажения духовных писаний, трактаты записывали с помощью специальных символов — иероглифов.
Владение каллиграфией всегда ценилось в Китае, только выдающиеся из образованных людей допускались к копированию Конфуцианского канона, а четырьмя драгоценностями ученого считались кисть, бумага, тушь и чернильница. В отличие от арабской вязи, для которой используются твердые бамбуковые каламы и гладкая бумага, китайское искусство письма выполняется с помощью мягкой кисти и тонкой рисовой бумаги. И сегодня мусульманские каллиграфы помимо деревянных инструментов использует кисти и широкие шпатели, не свойственные для других стран.
Развитие мусульманской каллиграфии в Поднебесной началось в период господства монголов, которые привлекали мусульман для ведения торговли, и позже, в 16 веке при правлении династии Мин, когда исламское искусство в целом находилось в стадии расцвета. Распространению каллиграфии способствовало изобилие различных видов бумаги, которая была изобретена в Китае, и долгое время процесс изготовления хранился в строгом секрете.
Искусные руки художников объединили арабские концепции с древними китайскими техниками, и в результате этого слияния родились новые стили мусульманского искусства. За пределами Китая они только сейчас начинают пробуждать к себе интерес, потому что для классических мусульман подобные изделия кажутся не совсем исламскими, а в остальном мире популярно традиционное китайское искусство. Даже в стамбульском дворце Топкапы большая часть китайского фарфора — с драконами, пионами и с зеленой селадоновой глазурью, которая меняла свой цвет при соприкосновении с ядом и защищала от отравления.
Если мастера и добавляли каллиграфию в узоры, обычно она была выполнена в классическом мусульманском стиле, более понятной персам, тюркам и арабам. Китайский стиль получил название сини от арабского названия Китая, из-за особенностей исполнения он получил распространение, большей частью, среди местного населения — им украшались стены мечетей, фарфоровые изделия, декоративные панно с аятами и «китайские» Кораны.
Иногда художники составляли каллиграмы, когда из слов формируются формы и изображения, а один из местных уникальных приемов — придание слову формы иероглифа.
Сини очень легко отличить от других каллиграфических стилей — ему свойственны плотные и округлые очертания букв с острыми коническими кончиками, похожими на языки пламени или изгибы драконов в традиционной китайской живописи. Китайский шрифт, скорее всего, произошел от некогда распространенного сулюса, но имеет более динамичную и текучую природу. Любой человек, одинаково неискушенный ни в арабской каллиграфии, ни в китайской живописи, мгновенно признает единую стилистику и дух Китая в начертаниях местной мусульманской письменности.
Несмотря на малочисленность и притеснение мусульман в Китае, сохранилось три каллиграфические школы, сформировавшиеся по региональному признаку: северная, южная и западная. Современные каллиграфы начинают участвовать в международных выставках и даже обретают последователей на Западе.
Онлайн-курсы по каллиграфии
Восточная геометрия
авторизуйтесь