Ибн Мукла — совершенный мастер арабской каллиграфии
Этого выдающегося человека иногда называют «пророком» или «Леонардо да Винчи арабской каллиграфии» — настолько великим был его художественный дар.
Биография
Ибн Мукла жил в Багдаде в 9–10 веках, во времена процветающей Аббасидской империи, которая производила больше книг, чем вся Европа целиком.
Знаменитая багдадская библиотека «Дом мудрости», позже уничтоженная монголами, содержала огромное количество духовной, научной и художественной литературы, включая переводы трактатов европейских ученых.
Родившись в семье потомственных каллиграфов, Ибн Мукла очень рано начал обучаться искусству письма и к 16 годам стал лучшим учеником знаменитого мастера Ибн Фурата, ставшего впоследствии визирем при Аббасидах. Он же способствовал карьере смышленого юноши на службе у халифов, и тот, благодаря своим способностям, быстро достиг высокого социального статуса вплоть до должности главного министра.
Помимо каллиграфии, выдающийся мастер был хафизом, одаренным поэтом, математиком и ученым в области естественных и религиозных наук.
Достижения в арабской каллиграфии
Его основным достижением является создание исходных принципов пропорций совершенного шрифта, сопоставленных с ромбоидами — каллиграфическими точками, которые выходят из-под бамбукового пера.
То есть он был основоположником привычной для нас системы измерения букв с помощью точек, которая используется в обучении каллиграфии и получила название «аль-хатт аль-мансуб». Есть версия, что данная система зародилась благодаря наблюдению за сотами, которые строят пчелы в своих ульях.
Основой для определения пропорций является алиф, высота которого в различных стилях варьируется и задает максимальный размер для всех остальных букв — они на могут быть больше алифа. Алиф выступает инструментом контроля — он определяет диаметр окружности, в которую различным образом вписываются все остальные буквы.
Таким образом буквы всегда находились в идеальной пропорции друг к другу, потому что их размеры зависели от ширины пера калама и соответствующей окружности.
Эта система была адаптирована для шести стилей письма, «аль-калам аль-ситта», «шести каламов», которые включают в себя рук’а, мухаккак, райхани, насх, сулюс и тауки’. Разработанный им скорописный стиль «насх» вытеснил куфи не только при копировании Коранов, но и в деловой документации.
Если высота и ширина букв определялась вертикальными и горизонтальными рядами диакритических точек, то скругленные штрихи большинства букв задаются линией окружности. Данные пропорции сходны с системой музыкальных ритмов, которые определяют гармоничную или несбалансированную мелодию. Именно благодаря Ибн Мукла каллиграфию стали называть музыкой для глаз, потому что она была способна через визуальное восприятие оказывать на человека такое же влияние, как совершенная мелодия через звук.
Конечно, проходя через годы практики, опытные каллиграфы не нуждались в подобных чертежах, а некоторые настолько пропитывались мастерством калама, что были способны создавать совершенные надписи с закрытыми глазами, например, при потере зрения в старости.
Система Ибн Муклы стала каноном эстетического совершенства письма и течение двух поколений на нее перешли все переписчики Корана. Четкость и структурность аль-хатт аль-мансуб соответствовала идеологической позиции Абассидов, которые стремились сделать знание Корана доступным для всех, а не только избранной элите.
Благодаря данной реформе письменности, сформировался слой профессиональных каллиграфов, которые занимались копированием Корана, а также созданием исторических документов и художественных трактатов.
Вторым важным достижением этого человека стало возведение каллиграфии в ранг художественного искусства. Начиная с этого периода, арабская вязь перестает иметь чисто функциональное значение, она не только приобретает новые стили и их вариации, но и сопровождается орнаментами и иллюстрациями.
Ибн Бавваб — достойный ученик Ибн Муклы
Особую роль в этом направлении сыграл Али ибн Хиляль ибн Бавваб — один самых ярких учеников Ибн Муклы. Выходец из бедной семьи, тем не менее, он сумел получить хорошее образование и обучиться каллиграфии.
Он сохранил для своих учеников манускрипты и работы Ибн Муклы, выполнил 64 рукописных копии Корана с декоративными украшениями и рисунками, а также внедрил курсивные шрифты райхани и мухаккак. Его школа продолжала свое существование более двух столетий, вплоть до вторжения монголов.
Благодаря своему таланту и преданности каллиграфии Ибн Бавваб сумел продолжить дела своего наставника и распространить искусство арабской каллиграфии на все художественные сферы — от книг до архитектуры.
Конечно, проходя через годы практики, опытные каллиграфы не нуждались в подобных чертежах, а некоторые настолько пропитывались мастерством калама, что были способны создавать совершенные надписи с закрытыми глазами, например, при потере зрения в старости.
Система Ибн Муклы стала каноном эстетического совершенства письма и течение двух поколений на нее перешли все переписчики Корана. Четкость и структурность аль-хатт аль-мансуб соответствовала идеологической позиции Абассидов, которые стремились сделать знание Корана доступным для всех, а не только избранной элите.
Благодаря данной реформе письменности, сформировался слой профессиональных каллиграфов, которые занимались копированием Корана, а также созданием исторических документов и художественных трактатов.
Вторым важным достижением этого человека стало возведение каллиграфии в ранг художественного искусства. Начиная с этого периода, арабская вязь перестает иметь чисто функциональное значение, она не только приобретает новые стили и их вариации, но и сопровождается орнаментами и иллюстрациями.
Онлайн-курсы по каллиграфии
Восточная геометрия
авторизуйтесь